Сдать и забыть

Галина Гужвина, преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
   6 октября 2016, 09:40
Фото: из личного архива

Свежайшая инициатива французской Минобразины состоит в запрете домашних заданий в средних классах школы.

Напомню: в начальной школе домашние задания были отменены еще в далеком 1956-м – задолго, то есть, до охочего до подобных инициатив шестьдесят восьмого. Министерство тогда мотивировало это возможными дурными последствиями слишком длинного рабочего дня для здоровья маленького (до одиннадцати лет) ребенка.

Мотивация нынешнего предложения, конечно, не в заботе о здоровье (все-таки пятнадцатилетний лоб может выдержать куда больше шести школьных уроков).

Согласно министерским чиновникам, домашние задания в их нынешнем виде «играют решающую роль в фиксировании на всю жизнь социальных неравенств».

Потому что разница между социальными стратами во Франции сейчас отнюдь не в том, что в одной из них дети носят «Армани», а в другой – «Абибас». Разница проходит по материальным (и когнитивным) возможностям родителей обеспечить чаду натаскивание (собственными или нанятыми силами) во внеурочное время.

Запрет на домашние задания, а также (как обсуждается) вынос учебников за пределы школы и свободную их продажу призван свести к возможному минимуму эффективность и целесообразность таких натаскиваний. И, как следствие, укрепить монополию государственной (либо с одобрения государства действующей частной) школы в вопросах образования.

Честно скажу, лет еще пять назад я бы первая кричала о мракобесии и потакании государственному, очень во Франции ярко выраженному инстинкту равнения на посредственность и леность. Сейчас пискну, конечно, о том же, но уже не так громко и уверенно.

Потому что, во-первых, любая инициатива по нивелированию социальных неравенств и обеспечению детям по возможности равных стартовых условий заслуживает уважения хотя бы благостью своего намерения.

А во-вторых, общение с современными российскими мамами привело меня к однозначному выводу: за некоторыми исключениями все внеклассные с дитями занятия есть большое зло и большая бяка.

То есть, конечно, на музыку, танцы, рисование пусть ходит. Хотя и здесь важнейший вопрос – это вопрос мотивации: если ходит по зову художественной души, то сам бог велел, если же для приобретения каких-то изящных, над быдлом возносящих навыков, то ничего, уверена, хорошего из этого не выйдет никогда.

Но вот все, хотя бы отдаленно напоминающее репетиторство, нужно гнать из сферы образовательных услуг поганой метлой, потому что натаскивание способно только разрушить либо серьезно покалечить нормально формирующиеся у человека когнитивные умения.

Не говоря уже о том, что ничто так не размывает, не дискредитирует систему официального образования, как существование параллельной системы легких, но краткого действия решений, нацеленных не на медленное, как следует, формирование мировоззрения, но на сдать и забыть.

Источник: Блог Галины Гужвиной